Заблуждение о знаниях

Дата публикации: 16/10/2008

Каждый из нас в той или иной мере является специалистом в своей области. И, это постепенно приводит к тому, что мы начинаем видеть мир через призму нашего профессионального восприятия. Нам часто кажется, что некоторые тривиальные для нас вещи должны знать все вокруг. Некоторые профессии оказывают влияние не только на самих специалистов, но результат их работы используют многие люди. В данном случае я хочу немного поговорить о программировании и дизайне.

Все мы пользуемся программами, но далеко не все из них нам кажутся удобными и понятными. Тем не менее, они таковыми являются - в голове у тех, кто эти программу создавал! И вот тут возникает первый вопрос проектирования - для кого мы пишем программу? Когда ответа на этот вопрос нет и, более того, нет предварительного исследования и грамотного техзадания, то мы получаем те самые неудобные интерфейсы и непонятную логику.

Когда программа достаточно специфическая и предназначена для профессионалов, то проблема не очень заметна. Практически все компьютерщики без проблем разберутся с любой новой программой общего назначения, какой бы непонятной она не было. Но технологии развиваются и как следствие ими начинают пользоваться люди у которых нет потребности возиться с каждой непонятной программой и, более того, получать от этого удовольствие.

На переднем фронте выступают конечно операционные системы и здесь далеко не все так просто. Есть некоторые сложившиеся метафоры, которые кажутся естественными и в некоторых случаях это так, но множество экспериментов показывает, что далеко неглупые люди путаются в интерфейсе операционной системы, увидев компьютер первый раз. Другими словами, наличие метафор все равно подразумевает определенное обучение и никакой "интуитивный интерфейс" здесь не спасает.

При объяснении какого-либо явления человеку от этого явления далекому, нам приходится прибегать к аналогиям из его мира. Вначале нужно перевести терминологию на его язык и лишь потом "примерно" объяснить суть явления. Иногда этого достаточно для общего развития, но в случае когда речь идет об основном инструменте, а компьютер несомненно является таковым, пользователю приходится осваивать новые знания. И вот то насколько точно, сформированная в его голове картинка будет соответствовать реальности в немалой степени диктуется интерфейсом, а точнее тем, что принято называть юзабилити.

И собственно мысль, которую я хочу донести в этой заметке - каждый раз, когда мы проектируем систему для людей стоит задуматься о том, кто он наш пользователь, действительно ли он таков, как мы думаем?

Теги: usability, мысли

Смотри также